scienceblogger (scienceblogger) wrote,
scienceblogger
scienceblogger

Российские древности: Богородице-Рождественский собор в Суздале



Вид с юго-востока

Город Суздаль ныне – самый, пожалуй, богатый в России город по количеству памятников старины на единицу площади. Но большинство памятников этого города все-таки относится к сравнительно поздним периодам жизни нашей страны – XVII-XVIII векам. Есть, конечно, несколько памятников и XVI века, например, Покровский монастырь, о котором мы недавно писали или Спасо-Евфимиев монастырь, о котором речь еще впереди. Но если отступить еще дальше во времени, то на весь Суздаль останется единственный храм, который имеет интереснейшую историю и почти детективную предысторию: собор Рождества Богородицы, нижняя часть которого относится к XIII веку, а верхняя перестроена триста лет спустя. А под этим зданием археологи нашли фундаменты еще более древнего собора – и спорят, был ли на этом месте третий храм. Но обо всем по порядку.


Вид с реки Каменки


XII век. Владимир Мономах или Юрий Долгорукий?

Как мы уже сказали, существующий храм в Суздале – не первая каменная постройка древнего города. Что нам известно о соборе – или соборах – стоявших до здания XIII века? Вот что пишет Лаврентьевская летопись под 1222 годом: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным епископом Ефремом». То есть, первый каменный собор в Суздале построен еще Владимиром Мономахом. Поскольку нам неизвестна дата смерти Ефрема, то максимальная точность, с которой можно утверждать время ее постройки – это «до 1125 года», года смерти Владимира Мономаха.



Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника
Wikimedia Commons


Киево-Печерский Патерик, правда, вносит некоторую сумятицу следующим сообщением: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий, слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».

То есть, переводя на современный: Владимир Мономах выстроил храм в Ростове «по мерке» (плану) собора Киево-Печерской лавры, а услышав об этом сын Мономаха, Юрий Долгорукий, построил такой же храм в Суздале. Противоречие? Никак нет! Владимир с сыном могли оба выступать ктиторами (заказчиками) строительства в Суздале. Молодой Юрий во время своего суздальского княжения вряд ли был очень самостоятельным князем, и все решал его отец, великий киевский князь Владимир Мономах.

Эти известия подтверждают и археологические данные: под нынешним храмом находятся фундаменты церкви, более-менее подходящие под «меру» Успенского храма в Киеве, и выстроено предыдущее здание было в характерной для начала XII века технике – из плинфы вперемешку с серым камнем (так называемая техника opus mixtum).



Планы двух соборов

Но дальше вносит сумятицу сообщение Новгородской Первой летописи под 1148 годом: «Ходи Нифонт Суждалю мира деля к Гюргеви, и прият и с любовью Гюрги, и церковь святи Св. Богородицы великым священием, и Новтържце все выправи, и гость всь цел, и посла с цестию Новугороду, нъ мира не дасть».

Многие исследователи архитектуры пришли к выводу, что раз было новое освящение «великим священием», значит, был и еще один храм построен уже после смерти Мономаха. Но это не соответствует археологии, а известие из Новгорода может легко быть объяснено, если вспомнить, что храмы освящали не только после их постройки или перестройке. Например, если в храме произошло убийство, его нужно было святить «великим священием» (а малым - если, например, храм был осквернен с меньшей тяжестью – скажем, в него вошла собака). Обязательно было «великое священие» и в случае перемещения алтаря. Исходя из данных археологии, можно предположить, что в 1148 году в храме провели ремонт, в ходе которого поднимали пол в соответствии с «наросшей» за десятилетия землей вокруг храма. Тогда-то и был потревожен алтарь, тогда-то и освятили собор заново.




XIII век. Юрий Всеволодович

Итак, с предшественником нынешнего здания разобрались. Что же было дальше? К третьему десятилетию XIII века храм сильно обветшал. Третий сын Всеволода Большое Гнездо, суздальский князь Юрий (впоследствии он станет основателем Нижнего Новгорода, погибнет в сражении с монголо-татарами в битве на реке Сить и будет канонизирован в XVII веке Русской Православной церковью) решил разобрать храм своего прадеда и выстроить новый. В 1222 году строительство было начато, в 1225 году храм освящен во имя Рождества Богородицы.



Фреска с изображением Юрия Всеволодовича в Архангельском соборе Московского кремля

Восемь лет спустя храм расписали мастера епископа Кирилла. То ли это были суздальские мастера, то ли ростовские – неизвестно точно, зато некоторые фрагменты этой росписи мы можем наблюдать и сейчас: они были найдены в 1938 году при обследовании собора знаменитым (в будущем) суздальским искусствоведом Алексеем Варгановым.



Фреска 1233 года
Wikimedia Commons


Тогда же на соборе появилась и белокаменная резьба: знаменитые женские маски и львы. С того же времени сохраняются в соборе и уникальные памятники декоративно-прикладного искусства Древней Руси – врата в храм, созданные в технике «огневого золочения». Западные златые врата созданы, видимо, одновременно с собором, как главные врата храма, южные сделаны на 10-20 лет позже.


Лев. Резьба собора


Женская маска, резьба собора


Главные врата собора
Wikimedia Commons
XV-XVI век


В своем первоначальном виде (существует графическая реконструкция этого храма, выполненная историком архитектуры Сергеем Заграевским) собор простоял до 1445 года, когда город разорили казанские татары.


Реконструкция Сергея Заграевского на XIII век
Wikimedia Commons


Тогда-то в результате пожара и обвалились своды храма. Но возможности восстановить храм тогда, видимо, не было. Только в 1528 году начались масштабные работы. Стены храма разобрали до середины высоты – до аркатурно-колончатого декоративного пояса, и начали строить заново – уже из кирпича. Так собор приобрел нынешний вид. В 1954-1964 году его реставрировал тот самый Алексей Варганов, к тому времени уже заслуженный реставратор и с 1961 года – главный архитектор Владимирской научно-реставрационной мастерской.



Собор до реконструкции
Wikimedia Commons


А с 1992 года храм включен в число объектов Всемирного наследия Юнеско (правда, не самостоятельно, а в числе других объектов владимиро-суздальского зодчества). С тех пор он совместно и мирно используется церковью и музеем-заповедником.



Написано для Indicator.Ru
Tags: домонгольская архитектура, древнерусская архитектура
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments