scienceblogger (scienceblogger) wrote,
scienceblogger
scienceblogger

История науки: первый цеппелин от Цеппелина

117 лет назад поднялся в воздух первый дирижабль жесткой конструкции.




Второго июля последнего года XIX века на Боденском (оно же Констанцское) озере в предгорьях Альп царило оживление. Люди наблюдали за движением огромного плавного монстра: одни с надеждой, другие с пренебрежением. Полет состоялся, неверующие были посрамлены, и, несмотря на то, что компания создателя дирижабля разорилась, в мире началась эпоха «воздушных китов». Но обо всём по порядку.

Граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин родился 8 июля 1838 года. Он выбрал себе военную карьеру и как-то, в 1863 году, отправился военным наблюдателем на гражданскую войну. В США. Именно там он совершил свой первый полет на воздушном шаре и понял: будущее войны – за воздухоплаванием.


Граф Цеппелин
Wikimedia Commons


С 1874 года Цеппелин постоянно придумывает проекты летательных аппаратов. Впрочем, отдать этому делу всего себя он смог только после полувекового юбилея. В 1891 году он вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта и занялся конструированием дирижаблей. Сейчас слово «цеппелин» стало почти что синонимом самого слова «дирижабль», но тогда все было иначе. Дирижабли 1800-х (первый дирижабль Анри Жиффара с паровым двигателем полетел в 1852 году), по сути представляли собой мягкий воздушный шар с подвешенной гондолой с мотором. Цеппелин решил, что все должно быть иначе. Его целью стало создать жесткий дирижабль, форма которого поддерживается жестким каркасом, внутри которого размещены газонепроницаемые мешки.

Проекты жестких дирижаблей в конце XIXвека создавали многие. Например, Константин Циолковский, но до реальной постройки дошло дело только у графа Цеппелина.

Уже первый дирижабль Цеппелина, LZ-1 (от Luftschiff Zeppelin) был огромен. Длина 128 метров, объем 11300 кубических метров. Конечно до 246 метров «Гинденбурга», построенного 36 лет спустя и ставшего вершиной дирижаблестроения, ему было еще далеко, но, тем не менее, это стало первым шагом.



Схема LZ-1
Wikimedia Commons


LZ-1 имел два 14,7-сильных двигателя, каждый из которых вращал по два винта. Эта установка в третьем полете дирижабля смогла обеспечить устойчивый управляемый полет со скоростью 28 километров в час. Но не сразу.

В первом полете дирижабль поднял в воздух пять человек и выявил значительные недостатки: недостаточная ширина ферм, что привело их к прогибу, мостик, соединявший две гондолы тоже прогнулся, гондолы с винтами сдвинулись и уменьшили скорость полета. После ремонта аппарат вновь поднялся в воздух только в октябре, совершив еще два полета.

Первый жесткий дирижабль в истории пробыл в воздухе всего 121 минуту и заметно опередил свое время. Денег Цеппелину на новые машины не давали, и его компания обанкротилась. Но граф умел ждать и не сдаваться. Второй «цеппелин» поднялся в воздух шесть лет спустя – и с тех пор началась эра классических дирижаблей, которая продлилась 31 год – до резонансной катастрофы «Гинденбурга».

Написано для Indicator.Ru
Tags: история авиации, история военного дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments