Самый большой пассажирский самолет: А380
scienceblogger

О самолете, превзошедшем знаменитый B747, о счастливой восьмерке и о вкладе российских инженеров в европейскую авиацию рассказывал вчерашний выпуск рубрики «История науки» портала Indicator.Ru, написанный автором блога. Ведь вчера исполнилось 12 лет со дня первого полета авиалайнера А380.

Идея потеснить монополию компании Boeing на рынке сверхбольших пассажирских самолетов (из серии тех, которые могут перевозить 600-800 пассажиров за один раз) в компании Airbus возникла еще в 1990-х годах. Тогда и появилась концепция лайнера A3XX. Но создавать такой гигант было рискованно: было непонятно, выдержит ли рынок двух «одноклассников». Примеры, когда на ограниченный рынок выходило два самолета и один проваливался, одновременно «вынося» всю авиакомпанию из области пассажирских авиаперевозок, были. Тем не менее в Европе решили рискнуть.

В декабре 2000 года совет директоров Airbus постановил потратить на разработку чуть меньше девяти миллиардов евро. А заодно и присвоить новой машине индекс. Вместо A3XX появился А380.

Выбор восьмерки посреди трехзначного индекса самолета дважды неслучаен. Во-первых, поперечное сечение будущего самолета с двумя палубами немного напоминает эту цифру. Во-вторых, программа А-380 во многом была направлена на азиатский рынок, а во многих странах Азии восемь — счастливое число.

Уже в 2001 году была утверждена компоновка нового лайнера, и 23 января 2002 года начали строить первые компоненты огромного крыла A380. В итоге крыло нового пассажирского лайнера получилось самым длинным из всех серийных самолетов в мире, шире только у знаменитого самолета «Геркулес» Говарда Хьюза, совершившего единственный полет, и у антоновской «Мрии» Ан-225, построенной в единственном экземпляре. А А380 шел в серию…



Силуэты крупнейших самолетов мира
Wikimedia Commons


Кстати, нужно сказать, что в конструирование гиганта внесли свой вклад и россияне. Инженерный центр Airbus в Москве выполнял прочностные расчеты, рассчитывал фюзеляж и расположение бортового оборудования.

Самолет, естественно, строили по частям, во многих странах, откуда их перевозили в Тулузу для сборки. Какие-то части самолетами, «супертяжеловесами» A300-600 Beluga и Ан-124 «Руслан», какие-то — судами. Самолет в сборочном цехе Airbus начал обретать свои черты.



Судно-транспортировщик деталей A380
Wikimedia Commons


27 апреля 2005 года в 10:29 по местному времени А380 взлетел с ВПП Международного аэропорта Тулузы. Успешная посадка, совершенная почти через четыре часа, возвестила о появлении нового «кита» в высшей лиге пассажирских самолетов.

Что же из себя представляет А380? Огромная машина массой в 280 тонн (взлетная масса — до 560 тонн) имеет длину 73 метра. Размах крыла и того больше — 79,25 метра (площадь крыла как десять больших квартир — 845 квадратных метров). Ширина фюзеляжа — более семи метров, высота самолета — 24 метра. Он может перевезти 540 пассажиров в компоновке из трех классов (в таком случае в самолете есть даже бар) или 800 в экономклассе на расстояние более 15 000 километров.

Уже построено 200 самолетов этого класса, и выпуск продолжается. Если судить по предыдущему рекордсмену, B747, «триста восьмидесятый» прослужит еще не одно десятилетие.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Тункинская котловина: как поймать космические лучи
scienceblogger


Сравнительно недалеко от Иркутска, около южной оконечности Байкала, расположилась Тункинская котловина. В ней, уже на территории Бурятии, несколько квадратных километров занимает уникальная научная установка, по которой сразу и не скажешь, что она имеет отношение к космосу, — Тункинский астрофизический полигон. Иначе ТAIGA — Tunka Advanced Instrument for cosmic rays and Gamma Astronomy (Тункинский передовой комплекс для изучения космических лучей и гамма-астрономии).

Мне удалось побывать там лично и посмотреть, как изучают частицы огромной энергии, приходящие к нам из глубокого космоса, и широкие атмосферные ливни частиц, порожденные космическими лучами.



Это не кастрюли и не мусорные баки, это детекторы широких атмосферных ливней эксперимента Тунка-133.

Read more...Collapse )

Российские древности: Спасская церковь в Иркутске
scienceblogger
О древнейшем сохранившемся храме на территории Восточной Сибири, об иркутском остроге и детских гробиках рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».




Когда мы говорим о российских древностях, обычно подразумеваем памятники, имеющие отношение к периоду Древней или, как часто говорят, Средневековой Руси. То есть, попадающие во временной отрезок X-XVII век, причем последний век, от Смутного времени до Петра I, воспринимается как переходный. Однако Россия намного больше и шире того государства, которым правили московские или киевские князья. И древность – понятие на самом деле относительное. То, на что археологи европейской части России смотрят как на «новые наслоения XVII-XVIII веков», американские, например, почтут за счастье исследовать.

Сегодня научный редактор портала Indicator.Ru и автор сего блога побывал в Иркутске, а, значит, есть повод рассказать о чуть ли не древнейшей сохранившейся в Восточной Сибири и Дальнем Востоке постройке – и уж точно о старейшей церкви этого города, Спасском храме, который был построен в Иркутском остроге в 1706 году.



Иркутский кремль с гравюры 1697 года

Read more...Collapse )

В следующих выпусках рубрики «Российские древности» мы продолжим знакомить вас с памятниками Иркутска.

https://indicator.ru/article/2017/04/22/rossijskie-drevnosti-spasskaya-cerkov-v-irkutske/

История науки: ныряльщик, прототип «Наутилуса»
scienceblogger
154 года назад на воду спущена подводная лодка Plongeur


Чертежи Plongeur
Wikimedia Commons



К середине XIX века подводные лодки уже были не в новинку: первые работающие образцы появились еще в XVII веке, в XVIII уже вполне себе плавала подлодка Бушнелла, в самом начала 1800-х испытал свой Nautilus Роберт Фултон, а в 1830-х Карл Шильдер испытал на Неве первый подводный ракетоносец. Но все эти подводные лодки приводились в действие мускульной силой: винты или гребные устройства приводили в движение люди. Кроме того, эти лодки все были сравнительно небольшие. Поэтому, когда в 1860 году Симеон Буржуа представил чертежи новой подлодки, основное мнение просвещённой публики было «это – фантастика». Впрочем, так не считал инженер Шарль Мари Брюн, который взялся руководить постройкой невиданной субмарины.



Внешний вид субмарины
Wikimedia Commons


Read more...Collapse )

Написано для: https://indicator.ru/article/2017/04/16/istoriya-nauki-nyryalshik-prototip-nautilusa/

Cassiniblog #0008: молекулярный водород в гейзерах Энцелада: зарождение жизни?
scienceblogger


Космический зонд Cassini заметил в гейзерах, бьющих с южного полюса Энцелада, молекулярный водород. Если верить новым данным, опубликованным в журнале Science, если где и стоит искать жизнь вблизи Земли, то не на Марсе, а на именно на спутнике Сатурна.

Энцелад — не самый большой из 62 спутников Сатурна, но, пожалуй, самый необычный в Солнечной системе. Открытый еще в 1781 году, он оставался в тени до 2005 года, когда в окрестности окольцованной планеты прибыл зонд Cassini. Он-то и открыл, что с южного полюса Энцелада в космос бьют гейзеры.

Последние данные основаны на измерениях, которые зонд провел во время пролета непосредственно через выбросы — в 2015 году аппарат пролетел всего в 49 км над поверхностью планеты.
Несколько лет назад стало понятно, что под ледяной коркой самого светлого небесного тела в Солнечной системе (Энцелад отражает 81% падающего на него солнечного света), есть океан — как минимум, под южным полюсом. И вот теперь ученые заявляют, что в этом океане есть все условия для возникновения жизни.

Судя по всему, на дне этого странного океана происходит процесс восстановления углекислого газа до метана в гидротермальных источниках. Конечно, возможны и другие варианты возникновения молекулярного водорода — например, радиолиз воды под действием космических лучей или солнечных вспышек, но тогда в выбросах присутствовал бы и молекулярный кислород, а его завершающий свою миссию осенью этого года Cassini не нашел.

Авторы статьи указывают, что такие же условия были на Земле в те времена, когда на нашей планете зарождалась жизнь. И поэтому нужно готовить новую космическую миссию не к галилеевым спутникам Юпитера — на Европе и Ганимеде водный океан скрыт под многокилометровый лед, а к Энцеладу, где гейзеры сами доставляют пробы воды к исследователям.

Написано для https://reactor.space/science/enceladuslife/

Российские древности: храм Филиппа Апостола и Николая Чудотворца
scienceblogger



Любой, кто мало-мальски знаком с тем, что такое православный храм, знает, что означает слово «придел». «Юридически» это такая же церковь, дополнительный престол внутри единого здания, рядом с «главным» престолом. Это может быть пристройка, это может быть алтарь на втором этаже или в отдельной «комнате». Но практически всегда есть главное посвящение – по которому и именуют храм, с главным алтарем, иконостасом, и так далее. Иногда приделов много – так, в соборе Василия Блаженного их более десяти, как и сам храм Василия – ибо главный престол собора – Покровский.

Но иногда, очень редко, бывает так, что два храма сливаются в едином здании равноправно. Оба престола – главные. На наше время сохранилось всего два таких храма: Рождества и Покрова Богородицы у Пролома во Пскове и Филиппа Апостола и Николая Чудотворца в Великом Новгороде, оба XVI века. Вот о втором из них и пойдет речь в нашей статье.


Храм Филиппа Апостола и Николая Чудотворца
Wikimedia Commons


Read more...Collapse )

https://indicator.ru/article/2017/04/14/hram-filippa-apostola-i-nikolaya-chudotvorca/

Полярное сияние на Уране
scienceblogger
Полярное сияние на Уране

NASA опубликовало редкие снимки — полярное сияние (аврору) на Уране. Каждый из этих двух снимков (один из которых сделан в 2012, а другой в 2014 году) на самом деле — комбинация трех изображений: снимок планеты, сделанный аппаратом «Вояджер-2» еще в далеком 1986 году, ультрафиолетовые снимки полярного сияния, сделанные телескопом «Хаббл», и его же снимки колец Урана, снятые с более длинной экспозицией — чтобы показать планету во всей красе.

Уран стал предпоследней планетой в «большом путешествии» «Вояджера-2» — уникальной миссии, во время которой аппарат облетел все четыре планеты-гиганта. Как и изображения Нептуна, сделанные несколькими годами позже, снимки Урана стали первыми и единственными снимками планеты с близкого расстояния. И нужно сказать, что Уран оказался планетой, совсем не похожей внешне на своих гигантских собратьев. Дело даже не в том, что Уран, в отличие от всех других планет, вращается «на боку» — об этом было известно давно. В видимом свете Уран оказался практически лишенным каких-то деталей — облаков, пятен, полос... Только изучение в инфракрасном диапазоне при помощи телескопа «Хаббл» позволило увидеть детали его атмосферы.

Снимки Урана

Слева — cнимок Урана в видимом свете, сделанный аппаратом «Вояджер-2». Справа — спутники, кольца и детали атмосферы Урана, снимок телескопа «Хаббл», сделанный в трех длинах волн: синий компонент изображения соответствует 0,9 мкм, зеленый — 1,1 мкм, красный — 1,7 мкм. Фото с сайтов nasa.gov и hubblesite.org

Тем не менее «Вояджер-2» открыл у Урана мощное магнитное поле (на аппарате находился чувствительный магнитометр), хотя и довольно странное: его ось не проходит через геометрический центр планеты, а «промахивается» на треть радиуса и наклонена на целых 59 градусов от оси вращения.

Структура магнитного поля Урана

Структура магнитного поля Урана. «Путаница» с северным и южным полюсами связана с тем, что Уран вращается вокруг Солнца практически «лежа на боку», а магнитное поле наклонено на 59 градусов от оси вращения. В итоге северный магнитный полюс находится в южном полушарии планеты, а южный — в северном. Фото с сайта en.wikipedia.org

Cтало понятно, что у Урана тоже могут быть полярные сияния, — и сначала наземные телескопы, а затем и «Хаббл» начали «охоту» за аврорами Урана. Интересно, что полярные сияния на Сатурне и на Юпитере за последние 25 лет фиксировались регулярно — как с Земли и с «Хаббла», так и с летающих вокруг планет-гигантов зондов.

Изображение полярного сияния на Сатурне

Особенно яркое полярное сияние на Сатурне, снятое с близкого расстояния миссией «Кассини» 29 ноября 2010 года. Сияние уходит вниз от поверхности планеты (занимающей верхнюю часть изображения) на 1400 км. Штриховыми линиямиобозначены параллели и меридианы, черточки в нижней части фотографии — звёзды. Изображение с сайта saturn.jpl.nasa.gov

В случае с Ураном, который пока не удостоился своей орбитальной миссии, первого успеха пришлось ждать долго. Только в 2011 году удалось удачно рассчитать время, за которое заряженные частицы плазмы (электроны и ядра атомов), испущенные солнечной вспышкой (а правильнее — корональным выбросом массы, CME), преодолеют почти три миллиарда километров до планеты-гиганта, и вовремя зафиксировать полярное сияние.

Рассчитать «подлетное время» только на первый взгляд кажется простой задачей. Даже до Земли высокоэнергетические частицы летят сутки-двое-трое, и точно предсказать время не получается: скорость выброса, конечно, известна — она обычно составляет сотые доли скорости света, то есть тысячи километров в секунду, — но на результат влияет еще и взаимодействие частиц с гравитационным и магнитным полем Солнца. Легко подсчитать, что при скорости выброса в 3000 км/с полярное сияние на Уране произойдет приблизительно через 11 дней, однако погрешность этих вычислений велика. А время работы на телескопе «Хаббл» расписано, так что невозможно смотреть несколько суток подряд только на Уран.

В 2012 и 2014 годах снова удалось вовремя зафиксировать аврору на Уране и даже заснять ее при помощи ультрафиолетового спектрографа STIS, установленного на «Хаббле». Непонятно только, почему эти снимки опубликованы сейчас, а не тремя годами ранее.

Написано для сайта "Элементы"


Девять молекул, синтезированных Вудвордом
scienceblogger

b12

Вот лишь немного из длинного перечня природных веществ, синтезированных сегодняшним юбиляром — Робертом Бёрнсом Вудвордом (помимо витамина В12 ака цианокобаламина, о полном синтезе которого было сообщено в 1973 году ).

1

Хинин. К середине 20 века был известен уже три столетия, использовался (и сейчас используется как средство против малярии. Синтезирован Вудвордом в 1944 году.

2

Кортизон. второй по значимости после кортизола глюкокортикоидный гормон коры надпочечников у человека. Противовоспалительное, противоаллергическое, иммунодепрессивное, десенсибилизирующее средство. Синтезирован Вудвордом в 1951 году.

4

Лизергиновая кислота. Входит в состав ряда вырабатываемых спорыньей алкалоидов (т. н. эргоалкалоидов), из которых может быть выделена щелочным гидролизом. Полный синтез лизергиновой кислоты осуществлен Р. Вудвордом в 1956 году.

5

Стрихнин. Индольный алкалоид, выделенный из растения Strychnos nux-vomica. Чрезвычайно токсичное соединение. Вудворд провел полный синтез стрихнина в 1954  году.

3

Резерпин. Индольный алкалоид, выделенный из растения Rauvolfia serpentina. Использовался для лечения повышенного давления и психопатических расстройств (сейчас заменен веществами, не проявляющими такого количества побочных эффектов). Вудворд провел полный синтез резерпина в 1958 году.

6

Хлорофилл А. Зелёный пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет. При его участии осуществляется процесс фотосинтеза. Полный синтез описан Вудвордом в 1960 году.

7

Колхицин. Алкалоид трополонового ряда. Наиболее известный источник колхицина — безвременник осенний Colchicum autumnale L. Используется при лечении подагры и профилактики амилоидоза. О полном синтезе колхицина Вудворд сообщает в 1963 году.

8

Цефалоспорин С. Представитель класса β-лактамных антибиотиков, в основе химической структуры которых лежит 7-аминоцефалоспорановая кислота (7-АЦК). Полный синтез цефалоспорина описан Вудвордом в 1966 году.




Источник: https://feanoturiblog.wordpress.com/2017/04/10/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B2-%D0%BB%D0%B0%D0%B1/

100 лет путевке в жизнь Renault FT
scienceblogger
Оригинал взят у yuripasholok в 100 лет путевке в жизнь Renault FT
Как-то незаметно подошла круглая дата с двумя нулями, которую абсолютно незаслуженно пропустили.
Ровно 100 лет назад состоялось крайне значимое событие в истории мирового танкостроения. 9 апреля 1917 года в Шамплие, где находился учебный центр штурмовой артиллерии, как тогда французы именовали танки, состоялся официальный показ Renault FT. Машина рождалась в очень сложных условиях, уровень противодействия был крайне высоким. Против нее высказывалось очень много высокопоставленных людей, включая генерал Муре, заведовавший службой STA, командующий французскими сухопутными войсками генерал Нивель, министр вооружений Альбер Тома. Все они считали, что вместо легкого танка лучше строить артиллерийские тягачи. Машина состоялась исключительно благодаря упорству Луи Рено и генерала Эстьена.
Первый испытательный пробег опытный образец Renault FT состоялся еще в конце января 1917 года. Вместе с тем, Рено и Эстьен не форсировали события, прекрасно понимая, что в случае неудачи противники моментально этим воспользуются. К 9 апреля были устранены изъяны, выявленные в ходе первых тестов. Итоги официального показа оказались таковы, что противники легкого танка были посрамлены. Консультативный комитет единогласно принял решение о принятии танка на вооружение французской армии, в тот же день было оформлен срочный заказ на 1000 танков основной серии. Таким образом, 9 апреля можно считать официальной датой рождения легенды.
ПродолжениеCollapse )

История науки: давший имена кратерам и морям
scienceblogger


399 лет назад родился Франческо Гримальди

Франческо Мария Гримальди родился 2 апреля 1618 года в Болонье. Его отец был торговцем, однако позволил юноше получить образование. Восемь лет, с 1637 по 1645 год, он учился теологии, философии, риторики, два года спустя смог получить, как мы сейчас говорим, PhD, а тогда – вполне полновесную степень доктора философии. После этого он пошел преподавать в Болонскую иезуитскую коллегию, тем самым вступив на духовную стезю. В итоге уже в 1651 году Гримальди стал иезуитским священником. Правда, не очень покладистым: очень быстро он втянулся в идеологические споры с братьями по ордену Иисуса, в результате чего его отстранили от преподавания философии, оставив преподавателем математики: там особо не повольнодумствуешь. Кстати, любопытный факт – карьера Гримальди в ордене иезуитов началась примерно в то же время (плюс-минус 5-6 лет), что и карьера Арамиса – если верить Дюма.

Впрочем, интриги в политике не сильно трогали Гримальди, в отличие от Арамиса, а споры с братьями не мешали ему заниматься настоящей наукой. Впрочем, как и духовное заставляет забывать о земном, первая научная область, в которой Гримальди себя проявил, была совсем небесной – ею стала астрономия. Еще студентом он познакомился с астрономом Джованни Риччоли, тоже иезуитом. С Риччоли, старшим товарищем, будет связана вся жизнь Гримальди.



Уже в 1640 году по его просьбе Гримальди провел несколько экспериментов по свободному падению тел, похожим на те, что несколько раньше проводил Галилей. Он нашел, что квадрат времени пропорционален расстоянию, пройденному телом от точки покоя.

Следующие десять лет Гримальди помогал Риччоли в работе над книгой «Новый Альмагест», названной так в честь звездного каталога Птолемея. В этом капитальном труде присутствовал каталог звезд, описаны пятна на Солнце, вычислен радиус Земли и приведено соотношение площади суши и океанов на нашей планете. Книга вышла в год поступления Гримальди в орден. В то же время Гримальди при помощи Риччоли составил первый подробный атлас Луны (он вошел в «Новый Альмагест»). Этим двум ученым мы обязаны многим современным названиям на нашем спутнике. Более того, именно Гримальди и Риччоли принадлежит идея называть кратеры на Луне именами ученых. Пройдет менее 300 лет, и в 1935 году на видимой стороне Луны появятся и кратеры самих Гримальди и Риччоли.



А в последние десять лет своей жизни (Гримальди прожил до обидного мало – всего 45 лет!) ученый занялся изучением света. И в оптике он сумел достичь огромных успехов: именно благодаря Гримальди мы знаем, что такое дифракция – да и само слово «дифракция» тоже придумал болонец. Труд «Физическая наука о свете, цветах и радуге» (Physico-mathesis de lumine, coloribus et iride) вышел уже после его смерти, в 1665 году. Там было и еще одно революционное для того времени заявление: скорость света конечна.

Двадцать восьмого декабря на рассвете отправился, как благочестиво веруем, на небо отец Франческо-Мария Гримальди из Общества Иисуса, сорока пяти лет, муж, наделенный большим и глубоким дарованием, острейшим умом, выдающейся честности, живший с нами без ссор: для меня же он был дороже, чем половина моей души», - так записал в своей хронике Риччоли в день смерти своего друга и коллеги.


https://indicator.ru/article/2017/04/02/istoriya-nauki-davshij-imena-krateram-i-moryam/

?

Log in