scienceblogger (scienceblogger) wrote,
scienceblogger
scienceblogger

Categories:

Утрехтская псалтирь

Оригинал взят у ptitza в Утрехтская псалтирь
"И снова моё лицо заливает краска стыда при воспоминании о библиотекаре из Пуатье, взиравшем на меня с почти священным трепетом лишь потому, что я жил в городе, где находилась Утрехтская псалтирь, о существовании которой я тогда даже не подозревал". Из воспоминаний математика Ханса Фройденталя, сайт Утрехтского университета

Наконец-то, с большим опозданием, выложили Утрехтскую псалтирь в большом разрешении. Это единственный манускрипт в мире, выпускавшийся факсимильным изданием четыре раза; только два манускрипта опережают его по "индексу цитирования" -- знаменитые Келлc и Линдисфарне; некоторые историки считают его самым выдающимся манускриптом Средневековья. Но можно ничего этого не знать, а просто смотреть -- и следить за тем, как в очередной раз переворачиваются наши представления о Средних веках.

Первое интуитивное впечатление -- это подделка. Так рисовать тогда просто не могли, не умели, это не XVI век, не XIV и даже не XII. Это 820-830 гг. Каролингское возрождение, но далеко не все манускрипты того времени производят такое впечатление. Университет ещё не успел сделать постраничные аннотации (обещали), так что придется самим, отмечая то, что бросается в глаза.


1. Художественное мастерство и современная графическая манера, неожиданная для начала IX века. Исследователи насчитали 6 художников, работавших над манускриптом. По уровню они заметно отличаются, но само их число и единый стиль говорит о том, что это - не работа одинокого гения, не случайность. Была мастерская (учитель/ученики) либо школа, течение.



Евангелие Эббона - возможно, та же мастерская (характерные строения, растительность, изображения ангелов, увеличенные руки, ноги и проч., но всё-таки "графика" больше впечатляет). Чернильница!




2. Ощущение, что это работа с натурщиком. В мастерскую пригласили товарища, вручили копье, и он позировал так, потом этак, потом ещё чуть повернувшись. Так ли мы представляем себе работу художника в 820 году? В 1820 - да. Ладно, наверняка не знаю, пусть просто наблюдал за ничего не подозревающим копьеносцем.


3. Но это не единственная такая картинка, их довольно много. Вот, например, сидящий "натурщик".


4. И стоящий.


5. Перекрученные позы ангелочков уместнее на картинах Буше и Фрагонара.


6. Смотришь на это и вспоминается: от неподвижных, плоских фигур раннего Средневековья к робким попыткам изображения эмоций и внутреннего состояния через мимику и жесты, от золотого фона к пейзажу, и всё это тянется, тянется, пока не открывают заново греческое и римское искусство и не наступает Возрождение. А тут 820-й год на дворе... И эмоции, и мимика, и контрапост в каждой второй фигуре. ...Крестьянин с молотом в правом нижнем углу - невозможно было пройти мимо.


7. Ещё одна динамичная группа, которые так удаются этому художнику.


8. Жнецы. (Не спрашивайте меня про обнаженный дерьер, я ничего про это не знаю.)


9. Интересное изображение чертей: это просто люди (очередной натурщик?), античные персонажи, полуфавны. Нет ещё того характерного образа - козлоногого и волосатого, который уже вовсю скачет по страницам манускриптов XIII века. Это - раннее, незамутненное, какое-то полуримское христианство. Может быть, и неудивительно: некоторые историки дотягивают позднюю римскую империю чуть ни до VII века.


10. Да, мне тоже видится Статуя Свободы в диадеме. Римское искусство с его персонажами, идеалами и атрибутикой никуда не исчезало. Ср. римские фрески I-II вв. и ранние христианские манускрипты.


Евангелист, VI в., Бельгийская королевская библиотека


11.


12. Немного животных...


13.


14. и лошадей...




15. Так рисовал Дали 1100 лет спустя.


16. И Пикассо, когда писал этюды к "Гернике".


18. Начатый и незаконченный персонаж (правый верхний угол)? Вряд ли. Автопортрет? Слишком живое, харАктерное лицо.


19. Только мне здесь чудятся китайские мотивы?


20. И здесь.


21. Целиком. Я это называю "model studies".


22. Ангел.


23. И ещё раз крупнее. Кого-то мне напоминает эта манера - Ника Гольц? Калиновский?


24. Лира. Если убрать коричневый фон - XVII век, эскиз Рембрандта.





25. Несколько панорам. Обычно для поста выбирают лучшее, но у меня - первое попавшееся, по ссылке намного большее впечатление.

Интереснейшие бытовые детали, музыкальные инструменты и проч.





26. Чтобы увидеть, насколько это современная вещь: "Из Утрехтской Псалтири" Andrzej Brakoniecki




Смотреть не просто "плюсом", а используя Advanced Zoom в меню слева. "Плюсом" было и раньше, но не дает необходимой четкости и увеличения.

Tags: источники, книги, перепост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments