scienceblogger (scienceblogger) wrote,
scienceblogger
scienceblogger

Category:

Интервью

Один из нас дал интервью про пиар науки :)

Пять вопросов о пиаре науки.
Отвечает Алексей Паевский, научный журналист, автор научно-популярного блога, а с недавних пор и научный пиарщик — главный редактор журнала «За науку» МФТИ.

Результат недавнего исследования SPN communications — в России 0.4 пиарщика на 1000 учёных. Как вам такое положение дел?

Статистика ожидаемая, так как в России финансирование науки не зависит от того, насколько общество в курсе открытий и результатов научных исследований. Я предлагал свои услуги пресс-секретаря в несколько институтов РАН, бесплатно, это не вызвало отклика. «Нам не нужен лишний пиар, нам и так деньги дают», — отвечали мне.



Кроме того нормальных научных пиарщиков у нас гораздо меньше, чем 0.4 на тысячу, к сожалению. Некоторые так называемые научные пиарщики занимаются пиаром ректоров и прочего пафоса, что не имеет никакого отношения к пиару науки. А в некоторых институтах пиар существует в качестве карго-культа: на Западе есть пиар, у нас тоже должен быть пиар. А что он должен делать, как он должен работать, никому не понятно.

И как же он должен работать? Каковы основные инструменты?

В пиаре науки два больших блока: пиар учёных и пиар научных достижений.

Пиар учёных — это, в основном, интервью и комментарии. В результате хорошей работы имя учёного становится брендом. Например, у нас в Физтехе есть Артем Оганов и Валерий Фокин — бренды уже в мировой науке. Отдельная удача для пиарщика — нобелевский лауреат в штате или в истории института. Нам как раз повезло, с Физтехом связано 10 нобелевских лауреатов: восемь профессоров, среди которых трое основателей МФТИ и двое — наших выпускников, активных учёных.

Пиар научных достижений — это хорошие статьи в хороших журналах. Вопрос «что такое хороший журнал» — отчасти спорный. В некоторых областях науки есть специализированные очень крутые журналы, публикации в которых ценятся гораздо больше, чем в Nature или Science.

Скажем, красноярские биофизики (Сибирское отделение РАН) опубликовали статью о светящихся червях в Angewandte Chemie, а не в Nature, и это таки круто! И среди астрономов я встречал мнение, что публиковаться в Nature — попсово. А высший класс — это Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Научные новости — формат, который отсутствует в массовых ежедневных газетах. В чем причина?

Предположу, что в «лихие» времена эти издания настолько испортили отношения с учёными, что те до сих пор не рискуют общаться. С новыми онлайн-редакциями отношения другие, нет негативной истории. Отделы науки этих редакций очень достойные, в них работают бывшие учёные или хотя бы люди с естественно-научным образованием.

Какие навыки нужно качать имеющимся научным пиарщикам прямо сейчас?

Знание английского языка. Большинство естественнонаучных публикаций выходит на английском. Ученый можем об этом никому не сказать, или может забыть, что участвовал в какой-то совместной работе. Поэтому мы мониторим все препринты, которые выходят на английском языке, на предмет аффилиации с Физтехом. Если наш учёный упомянут, то мы имеем моральное право написать новость: «Группа учёных, в число которых входит сотрудник МФТИ, открыла или исследовала то-то и то-то». Дальше дело техники — мы находим этого учёного, берем у него комментарий, выпускаем новость с корректным изложением работы.

Второй важный навык — как можно больше разбираться в науке, чтобы «продавать» стоящие вещи. Чтобы не писать торжественные пресс-релизы о статьях, в которых нулевой или сомнительный научный результат. Сейчас появляются вменяемые научные журналисты, которые соображают в науке и вполне могут написать про твой релиз: «Что за фигня?».

За полгода количество упоминаний Физтеха выросло с нескольких десятков до более полутора тысяч. Благодаря кому такой прорыв? Какова структура пресс-службы МФТИ?

Давайте представлю наших. У нас есть руководитель управления общественных связей, Валерий Юрьевич Левченко, он занимается общей стратегией. Далее — два сотрудника, собственно, пресс-службы, на которых падает вся тяжесть работы: Александра Борисова и Анастасия Тмур. Кроме того, мы издаем корпоративный журнал и «внутреннюю» газету, которые называются одинаково — «За науку». У нас в штате которого три человека: главный редактор — я, выпускающий редактор Снежана Шабанова (тоже научный журналист) и корректор. Еще у Физтеха есть портал, причем мы на нем выделили news-блог научных и просто новостей МФТИ. У портала есть редактор, научный журналист — Алексей Тимошенко, который пишет все научные новости и автор статей Катя Боровикова. Плюс несколько технических спецов: дизайнеры, администратор, человек, ответственный за публикацию материалов на сайте. И не стоит забывать важного человека, которого зовут Станислав Горячев — он ответственен за англоязычную версию сайта и наши англоязычные эккаунты в соцсетях. Это тоже очень важно.


Беседовала Наталия Леднева

https://docs.google.com/document/d/1MmBXGbFzcdnUErwTRWRMj0NwokAnBOkL236Z00ya7ug/edit?pli=1#
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments