scienceblogger (scienceblogger) wrote,
scienceblogger
scienceblogger

Categories:

История авиации от Евгения Лебедева: "Абормот" по ленд-лизу



Говоря о самолетах поставлявшихся по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны, большинство вспоминает Аэрокобры, Бостоны, Митчеллы, Киттихауки и Харрикейны. Кто-то вспомнит Дугласы и Каталины. Однако, кроме этих известных самолетов, в СССР массово поставлялись и другие самолеты. Одним из них был английский бомбардировщик Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle. 

Изначально его разрабатывали как простой и дешевый бомбардировщик для производства в военное время. К сожалению, самолет не оправдал надежд в роли бомбардировщика. Поэтому достаточно быстро в Великобритании возникла инициатива отправить эти самолеты в СССР. Причем Советский Союз закупал эти машины как транспортные. История с поставками Албемарлей началась в 1942г. Именно тогда СССР запросил англичан о возможности поставок транспортных самолетов. Изначально СССР планировал получить сотню самолетов с поставками до марта 1943г.

Для эксплуатации в условиях России была разработана отдельная модификация самолета, она получила обозначение "тип 219". Также встречалось обозначение Mk1SF. В то же время в Москве уже планировали получение 200 самолетов. Надо отметить, что Албемарль не очень подходил для эксплуатации в Союзе, 100-октановый бензин в СССР не производился,а компоновка с передней опорой шасси требовала повышенной подготовки аэродромов и площадок, а в идеале аэродромов с искусственными ВПП, которых было крайне не много. Но транспортные самолеты требовались прямо сейчас...

17 декабря 1942 года вышло постановление ГКО о перегонке самолетов по воздуху из Англии в СССР. Ответственной структурой назначили ГУ ГВФ , которому для этих целей предоставили возможность привлекать личный состав ВВС. Уже 17 января 1943г было отобрано 20 экипажей, 9 из которых должны были пройти обучение в Великобритании, а остальные, после перегонки бортов в Подмосковье. В экипажи перегонщиков вошли очень опытные пилоты, Герои СССР Шорников,Таран и Фроловский.

Маршрут перегона был очень интересным и сложным. Албемарлы стартовали в Шотландии с аэродрома Эролл и далее шли с посадками на аэродромах Скагеррак, Норрчепинг, Чудово, Бологое, Калязин и заканчивали маршрут в московском Внуково. Большая часть пути проходила над районами оккупированными немцами. Английские ВВС в то же время создали 305-учебное крыло на аэродроме Эролл, в котором и должны были переучиваться советские экипажи. Первые экипажи перебросили на B-24 из Москвы. Почти сразу было пересмотрено решение о подготовке только 9 экипажей в Англии и уже вскоре, на Пе-8 и Каталинах в Эролл доставили остальных летчиков,штурманов и радистов.

Почти сразу начались проблемы. Остро встал языковой барьер. Еще одной проблемой стало массовое количество неисправных самолетов,отбраковывавшихся советской приемкой. По планам первые борта должны были вылететь в Москву 1 февраля, однако в реальности это случилось только в начале марта 1943г. Тогда во Внуково приземлился первый Албемарль с номером P1567. Постепенно перегоны стали идти по плану, хотя несколько самолетов пропали без вести вместе с экипажами. После нескольких потерь самолеты стали перегонять через Иран. В марте 1943 в НИИ ВВС начали испытания Албемарля P1477. По итогам которых самолет признали неподходящим для роли бомбардировщика. Самолет был сложным в пилотировании и требовал очень больших аэродромов для базирования. Все летавшие на нем летчики отмечали плохие устойчивость и управляемость, а также плохой обзор из кабины.



В отчете по испытаниям пришли к выводу, что Албемарль требует летчиков с квалификацией выше средней, что добавило головной боли кадровикам. НИИ ВВС выдал рекомендации использовать Албемарль в качестве транспортного самолета, хотя и проработал бомбардировочный вариант. Параллельно с НИИ ВВС еще один самолет с номером Р1567 испытывали в НИИ ГВФ. Отчет гражданского НИИ оказался разгромным. Самолет сложен в пилотировании и наземном обслуживании,требует высококлассных летчиков и первоклассных аэродромов. Также в отчете НИИ ГВФ рекомендовалось отказаться от дальнейших закупок. В итоге, уже в июне 1943 приемка самолетов в Эролле практически остановилась.




Последней попыткой пристроить Албемарли,стали испытания в виде торпедоносца и постановщика минных заграждений.Они так же закончились провалом. В то же время, все полученные самолеты собрали во Внуково. Самолеты числились в ГВФ и несли гражданские обозначения.Они работали на трассах Москва-Казань, Москва-Куйбышев и Куйбышев-Актюбинск. Летчики поругивали самолет за высокую утомляемость в полете и хвалили двигатели Геркулес. Самолет получил прозвище Абормот. Эксплуатация строптивых англичан постоянно сопровождалась поломками,авариями и катастрофами. К январю 1946г последние Албемарли списали и утилизировали.</div>
Tags: история авиации
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments