scienceblogger (scienceblogger) wrote,
scienceblogger
scienceblogger

Подводная лодка в степях Тольятти

Что случилось в Тольятти 22 апреля 2005 года

«Судьба подводных лодок напоминает судьбу балерин. Короткая, яркая жизнь – затем забвение, даже у бывших поклонников. Правда – есть исключения…» - из рассказа экскурсовода. Сегодня мы с помощью хранителя Паркового комплекса истории техники имени Сахарова в Тольятти Александра Курочкина расскажем, как в этом музее появился самый большой, пожалуй, экспонат. Расскажем - и покажем.



22 апреля 2005 г. в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 встала на площадке Технического музея ВАЗа. Завершилась почти двухлетняя эпопея, которая началась у стенки дока «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода в мае 2003 года.



Проект 641 - Б был разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.



Б-307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, от Заполярья до тропических вод.




В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями средиземноморской эскадры СССР.



В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет планового ремонта, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.



Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ России передало подлодку Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.



С целью уменьшения осадки из лодки было выкачено 300 тонн жидкого балласта и выгружено 117 тонн твердого балласта.
Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку. Работы выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.



Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 г.
Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.




Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею. Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м.с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки.




Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной около 5 км.
Для буксировки лодки использовались (БАТ-2) средства разрушения и преодоления препятствий и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков (полиспастов) и подземных якорей.



На своём пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольяттти – Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла.



22 апреля 2005 года, в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Небывалое в мировой истории – свершилось!

PS. Для тех, кто в Тольятти. Экскурсия по 4-ём отсекам подводной лодки Б-307 начнутся с 1 мая 2018 года. Стоимость билета - 250 руб. (отдельно от входного билета в Парк)


Южное шоссе 137 . Работаем без выходных и обедов.
с 8-00 до 17-00, с 1 мая до 20-00

Взрослый билет - 200 руб. Школьники, студенты - 100 руб. Дошкольники - бесплатно.

Удобнее всего добираться, из любого района г. Тольятти, на маршрутных такси № 126, 326 остановка -"Поликлиника ВАЗа" не ошибётесь - та, что ближе всех к высотке ВАЗ (заводоуправление - 24 этажа, с эмблемой )
тел (8482) 94-00-59
сайт https://pkitis.tltsu.ru в ВК https://vk.com/tehmuseum
Tags: история военного дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments